Бьорк: Я обожаю прыгающие квакающие игрушки!

Те, кому не понравился последний диск Бьорк Drawing Restraint 9, должны понять, что он вовсе не типичная ее работа, а, наоборот, саундтрэк к одноименному фильму ее мужа, авангардного режиссера и художника Мэтью Барни.

Название картины можно перевести как «Рисуя границы 9». Не спрашивайте меня, что это значит. В трехчасовом экранном перформансе Бьорк и Барни сначала медитативно передвигаются по огромному кораблю и принимают ванну с плавающими в ней мандаринами, а потом режут друг друга на куски и уплывают, превратившись в дельфинов. В общем, впечатляющее зрелище.

Два заветных слова

- Когда Мэтью попросил меня написать музыку к его фильму, меня это нисколько не удивило, - курлычет с невозможным своим акцентом маленькая, одетая во что-то невообразимое Бьорк. Несмотря на жару, на ней сапожки, как в исландскую стужу. - Мне было интересно посмотреть, как он работает. И я помогала ему, как помогают другу. Он - скульптор, он трансформирует реальность, «создает» людей и существа, которых не бывает в природе. Мне было непросто: нужно было сочинить два часа киномузыки всего за полгода. А у меня на каждый альбом продолжительностью в 40 минут уходило по два года жизни!

- И как же протекала ваша работа?

- Иногда Мэтью говорил мне что-то абстрактное, например, «агрессивные корабли», и я писала песню на эту тему. Мы вместе не один год, и мне достаточно этих его слов, чтобы понять, чего он хочет. Конечно, если бы незнакомый человек произнес те же самые слова, я не поняла бы ни бельмеса! Но, поскольку я из Исландии, где 20 лет жила у моря, про корабли мне известно многое. И я рассказывала о них Мэтью, мы вместе слушали гудки пароходов... Так что когда он сказал мне два этих заветных слова, я мгновенно все поняла! Мне вообще нравится работать с людьми, с которыми у меня много общего, - будь то музыканты, режиссеры, клипмейкеры. Они знают, чего ждать от меня, а я - от них.

«Не Ларс фон Триер отвратил меня от кино»

- После «Танцующей в темноте» Ларса фон Триера вы заявили, что никогда больше не сниметесь в кино. Однако же вот снялись.

- Это недоразумение, люди любят все преувеличивать. И я должна заявить следующее: хоть я во многом не разделяю взглядов Ларса фон Триера, я должна избавить его от греха, который ему усердно приписывается. Это не он отвратил меня от актерской игры! В возрасте 18 лет я, как и все подростки, пыталась найти свой путь и пробовала в Исландии играть в театре и телесериалах. Но тогда же и поняла, что все это не для меня. А потом Ларс пригласил меня написать музыку для «Танцующей в темноте», и я немедленно согласилась. Но когда он предложил мне сыграть в картине главную роль, я сразу сказала ему: «Забудь об этом!» Ему пришлось целый год убеждать меня взяться за эту работу! Я даже перезнакомила его со всеми исландскими актрисами, но он их, конечно, отверг.

Фон Триеру удалось убедить меня сниматься только потому, что я написала для него песни, и лучше меня никто бы их не исполнил. Но это был однократный опыт. После работы с ним я не хочу сниматься в кино не потому, что он надо мной издевался, а потому, что никогда этого не хотела. А в проекте у Мэтью я ничего не играю, я просто в нем появляюсь и даже почти ничего не говорю. Кажется, всего 4 слова. Так что это совсем другая история. Чтобы работать с моим мужем, не нужно быть актрисой и следовать системе Станиславского.

- То есть шансов увидеть вас снова на экране у зрителей нет?

- Похоже на то. Я не актриса, я музыкант.

- Нет, вы великолепная актриса. Таких талантливых еще поискать! Мне лично жалко, что такой талант зарывается в землю!

- Думаю, что каждый должен заниматься своим делом. Я все что угодно сделаю для того, чтобы песня получилась хорошей. Ну или почти все. А чтобы сняться в хорошем фильме, не ударю и пальцем о палец. Мне все равно! Поймите меня правильно, я люблю кино, но это не то, чем я занимаюсь. Не то, что меня увлекает по-настоящему. А раз так - нужно предоставить возможность заниматься этим тем людям, что не могут жить без кино. Так же, как я без музыки. Они это заслужили!

«Весь мир заключен для меня в звуках»

- Кроме музыки, вас ничто не увлекает?

- Это именно так. Вот, например, Мэтью берет меня с собой в музей, где я до него никогда не была, и спрашивает потом: что тебе понравилось? А я в ответ: «Все довольно скучно, но одна вещь мне запомнилась». - «Какая?» - «Та, на третьем этаже, рядом с динамиками!» Понимаете, весь мир заключен для меня в звуках. Вам кажется, что это какая-то глубокая мысль. Уверяю вас, нет! Просто мне нравится все, что несет звук. Даже прыгающие квакающие игрушки меня очень радуют.

- Как же вы познакомились с мужем, если никогда не бываете в музеях?

- Я пошла посмотреть его фильм «Кремастер 2» в Лондоне. Там мы и познакомились. В его картине меня поразило странное сочетание вещей, которые мне показались ужасно знакомыми, и тех, что даже вообразить невозможно. Я пошла вместе со своими исландскими друзьями, которые лучше меня разбираются в современном искусстве, - они нас и познакомили.

- Вы спорили с мужем на съемках?

- Конечно, в чем-то мы не сходились, но таких скандалов, как с Ларсом, разумеется, не было. Во всем я люблю гармонию, в том числе и в рабочих отношениях. Потому меня так шокировала работа с фон Триером, что мне было непривычно встретить творческого человека, который нес бы такой деструктивный заряд. Но что ж, таков уж метод его работы. С этим ничего не поделаешь!

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Бьорк Гудмундсдоттир родилась 21 ноября 1965 года в столице Исландии Рейкьявике в семье электрика Гудмундура Гуннарсона и хиппи Хилдур Хауксдоттир. Выросла в общине хиппи. В возрасте 5 лет начала заниматься музыкой, первый альбом выпустив в 1977 году в возрасте 11 лет. Пела в нескольких рок- и панк-группах, основала группу The Sugarcubes, которая выпустила несколько ставших популярными альбомов и перестала существовать в 1993 году. Тогда же выпустила первый сольный альбом Debut, разошедшийся тиражом в три миллиона экземпляров. Не менее популярны были и последующие диски Post, Telegram, Homogenic... Одна из самых известных певиц мира, Бьорк, сочинила и исполнила композицию для открытия Олимпийских игр в Афинах. За главную роль в фильме «Танцующая в темноте» была удостоена приза на Каннском фестивале. От первого брака с музыкантом из Sugarcubes Тором Элдоном имеет 20-летнего сына Синдри, от второго, с художником Мэтью Барни, - 3-летнюю дочь Исадору.
2006-07-03 | kp.ru