Джеймс Стюарт

Джеймс Стюарт (James Stewart) / Биография

Джеймс Митланд Стю́арт (англ. James Stewart, в просторечии Джимми Стюарт (англ. Jimmy Stewart), 20 мая 1908 — 2 июля 1997) — американский киноактёр, который за полвека создал обширную галерею «маленьких людей» большой Америки.
Довоенная карьера
В годы учёбы в Принстонском университете Стюарт сошёлся с известным театральным режиссёром Джошуа Логаном. По окончании университета записался в его труппу, где встретился и подружился с Генри Фонда. В 1932 году Стюарт и Фонда перебрались в Нью-Йорк, рассчитывая покорить Бродвей. Супруга Фонда в то время была уже известной киноактрисой и настояла, чтобы её партнером по очередному фильму был именно Стюарт. Так актёр попал в Голливуд.
После роли в мюзикле «Рождённый танцевать» начинается сотрудничество Стюарта с режиссёром Франком Капра. Их первая совместная работа — «С собой не унесёшь» (1938) — вошла в золотой фонд классики Голливуда. В следующей картине Капра, «Мистер Смит едет в Вашингтон» (1939), Стюарт создал образ провинциального неудачника с легким дефектом речи, который в сущности и разрабатывал до конца жизни.
Удостоенный за «Мистера Смита» своей первой номинации на «Оскар», Стюарт выиграл эту награду в 1940 году за фильм «Филадельфийская история», в котором помимо него сыграли Кэтрин Хепбёрн и Кэри Грант. Как гласит легенда, он подарил статуэтку своему отцу, который на протяжении многих лет выставлял её на витрине своего магазинчика, чтобы завлекать посетителей.
Война и после
В начале Второй мировой войны Стюарт добился своего зачисления в армию рядовым. Он стал первой большой кинозвездой, надевшей военную форму. Будучи пилотом бомбардировщика, он, до августа 1943 года, был инструктором по подготовке пилотов, а затем настоял на своем переводе на фронт, и с декабря 1943 Стюарт служит в Англии. На его счету не менее 20 боевых вылетов по бомбежке объектов в Германии. Войну Стюарт закончил в звании полковника, став одним из немногих американцев, которые за четыре года прошли путь от рядового до полковника. После войны, находясь в запасе, он принимает активное участие в жизни военно-воздушных сил. Официально он вышел в отставку только в 1968 году, в звании бригадного генерала. Таким образом, Стюарт оказался самым высокопоставленным военным, когда либо работавшим на американскую индустрию развлечений.
Осенью 1945 Стюарт возобновляет контракт с MGM и в 1946 году снимаются в фильме Френка Капры — «Эта замечательная жизнь». В центре картины — рождественская история о человеке, который от отчаяния собирается покончить с собой, но в дело вмешиваются сошедшие с небес ангелы.
Публика не оценила усложнения рисунка исполняемых Стюартом ролей, и для пополнения бюджета он был вынужден по-прежнему сниматься в триллерах («Звонить: Нордсайд, 777», 1948) и вестернах («Изгиб реки», 1952; «Винчестер-73», 1950; «Далекий край, где золото под ногами», 1955). Именно Стюарт привил Голливуду новую систему оплаты актёрского труда: за каждый свой фильм он получал не фиксированную плату (как было принято раньше), а процент от сборов.
Семейная жизнь и поздние фильмы
В 1949 году Стюарт женился на бывшей фотомодели Глории Маклин и усыновил её детей. До этого много слухов ходило о романтических привязанностях Стюарта, особенно о его связи с Марлен Дитрих. В целом, актёр оказался примерным семьянином. Он последовательно поддерживал консервативные взгляды Республиканской партии, из-за чего у него с Генри Фонда (он был демократом) однажды даже завязалась потасовка.
Пятидесятые годы ознаменовались сотрудничеством актёра с двумя режиссёрами — Энтони Манном и Альфредом Хичкоком, которые ценили в Стюарте исполнителя ролей незаметных, невыдающихся американских граждан средней руки. Он сыграл во всех хичкоковских шедеврах тех лет — «Веревке» (1948), «Окне во двор» (1954), «Человеке, который слишком много знал» (1956), «Головокружении» (1958).
В шестидесятые годы Стюарт стабильно появлялся либо в вестернах, либо в семейных комедиях, однако с годами его роли становились все реже, а в 1970-е годы он объявил об уходе из большого кино. Тем не менее отдельные фильмы с его участием выходили и в 1980-е. В 1984 году актёру был присужден почетный «Оскар» за жизненные достижения, а в 1995 году в его родном городе открылся дом-музей Джимми Стюарта.

Избранная фильмография

    1936 — Жена против секретарши / Wife vs. Secretary — Дейв
    1936 — За тонким человеком / After the Thin Man — Дэвид Грэм
    1938 — С собой не унесёшь / You Can't Take it With You — Тони Кирби
    1939 — Дестри снова в седле / Destry Rides Again — Том Дестри-младший
    1939 — Мистер Смит едет в Вашингтон / Mr. Smith Goes to Washington — Джефферсон Смит
    1940 — Филадельфийская история / The Philadelphia Story — Макколи Коннор
    1940 — Магазинчик за углом / Shop Around The Corner — Альфред Кралик
    1946 — Эта прекрасная жизнь / It's a Wonderful Life — Джордж Бейли
    1948 — Верёвка / The Rope — Руперт Кэделл
    1950 — Харви / Harvey — Элвуд Дауд
    1952 — Величайшее шоу мира / The Greatest Show on Earth — клоун Баттонс
    1954 — Окно во двор / Rear Window — Л. Б. Джеффриз
    1955 — Далёкий край, где золото под ногами / The Far Country — Джефф
    1956 — Человек, который слишком много знал / The Man Who Knew Too Much — доктор Бенджамин Маккена (Бен)
    1958 — Головокружение / Vertigo — Джон «Скотти» Фергюсон
    1959 — Анатомия убийства / Anatomy of a Murder — Пол Биглер
    1962 — Человек, который застрелил Либерти Вэланса / The Man Who Shot Liberty Valance — Рэнсом Стоддарт
    1962 — Как был завоёван Запад / How the West Was Won — Лайнус Ролингс
    1968 — Бандольеро / Bandolero! — Майс Бишоп
    1977 — Аэропорт ’77 / Airport ’77 — Филип Стивенс
 

James Stewart icon
James Stewart
Джеймс Стюарт

Фотогалерея

James Stewart фото James Stewart фото James Stewart фото