Рецензия: «Вики Кристина Барселона»: Вуди, Скарлетт, Пенелопа

Премьера фильма «Вики Кристина Барселона» («Vicky Cristina Barcelona», США-Испания, 2008, режиссер – Вуди Аллен, в ролях – Скарлетт Йоханссон, Пенелопа Крус, Хавьер Бардем, Ребекка Холл, Кристофер Ивэн Уэлш) состоялась 13 января в кинотеатре «Формула Кино Европа».

Для начала немного цифр: «Вики Кристина Барселона» - 43-я работа (включая телевизионные) 73-летнего режиссера. Это четвертый подряд фильм Аллена, снятый за пределами США, и первый, сделанный в Испании. Это третий фильм Аллена с участием Скарлетт Йоханссон и первый - с Хавьером Бардемом, Ребеккой Холл и Пенелопой Крус. В копилке «Вики Кристины Барселоны» - «Золотой глобус» за лучшую комедию и номинации Ребекки Холл, Хавьера Бардема и Пенелопы Крус; награды Бостонского общества кинокритиков, Лос-Анджелесской ассоциации кинокритиков и нью-йоркских кинокритиков (Пенелопа Крус). Все эти регалии перечислены не случайно: фильм вытягивают блестящие актерские работы и открыточно-глянцевые виды Барселоны.

История, рассказанная в фильме, была бы до неприличия банальной, если бы неутомимый Вуди-Все-что-вы-хотели-знать-о-сексе-Аллен не добавил в геометрическую фигуру, известную как любовный треугольник, еще две стороны. К тому же общественность была изрядно подогрета и взбудоражена слухами о готовящейся лесбийской сцене формата XXX между Скарлетт Йоханссон и Пенелопой Крус. Интригует, не правда ли?

На экране же мы видим двух подруг-американок: холодную и рассудительную брюнетку Вики (Ребекка Холл), превыше всего в жизни ставящую спокойствие и ratio, а в мужчинах ценящую надежность и стабильность, и взбалмошную романтичную блондинку Кристину (Скарлетт Йоханссон), авантюристку, «европейку» и интеллектуалку, предпочитающую мужчин в «правильных трусах». Самое, возможно, неприятное - то, что характеристики персонажей и мотивацию их действий озвучивает с экрана якобы ироничный закадровый голос, от которого никуда не деться на протяжении всего фильма.

Наши героини летят в Барселону, каждая со своей целью: Вики – написать диссертацию о - ни много, ни мало - «каталонском самосознании», Кристина – сменить обстановку и пофлиртовать с горячими испанскими мачо, мучачо и бесаме мучо. Буквально в первый же день в одной из галерей они натыкаются на известного своим буйным нравом («то ли он пырнул ее ножом, то ли она его») художника в бордовой рубашке (Хавьер Бардем). Тот, не мудрствуя лукаво, предлагает обеим подругам прокатиться на самолетике в Овьедо, погулять там и переспать менаж а труа, так сказать. Вики и Кристина после недолгой внутренней борьбы соглашаются. Ситуация осложняется приехавшим в Барселону женихом Вики и вернувшейся из Мадрида истеричной экс-супругой Бардема в безукоризненном исполнении Пенелопы Крус.

Кроме назойливого комментатора за кадром раздражает постоянно звучащая испанская гитара и наличие всех национальных стереотипов (ну, правда, за исключением, корриды): знойные красавцы с телячьими глазами, красное вино, архитектура Гауди, фламенко – в использовании этих штампов Аллену временно отказало чувство меры.

Впрочем, если помнить о том, что это 43-я работа 73-летнего режиссера, то нельзя не сказать, что в качестве легкой необязательной комедии с элементами драмы, то есть в качестве аперитива перед чем-то более серьезным, она вполне работает.

Денис Шлянцев, InterMedia
2009-01-20